Борьба с коррупцией
Постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. № 43/9/95/571/57/274 утвержден перечень коррупционных преступлений.
В данный перечень входят следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь:
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210);
- легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (часть 2 и часть 3 статьи 235);
- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи 424);
- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи 425);
- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи 426);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429);
- получение взятки (статья 430);
- дача взятки (статья 431);
- посредничество во взяточничестве (статья 432);
- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455).
План работы комиссии по противодействию коррупции Минской ЦРКБ на 2025 год
№ | Мероприятия | Ответственные | Срок исполнения |
1 | Утверждение плана работы комиссии по противодействию коррупции Минской ЦРКБ | Заместитель главного врача Ошарин В.В. | Декабрь 2024 г. |
2 | Размещение плана работы комиссии по противодействию коррупции Минской ЦРКБ на официальном сайте Минской ЦРКБ | Начальник отдела АСУ Карачун А.Н. | Январь 2025 г. |
3 | Внесение изменений и дополнений (в соответствии с кадровыми и законодательными изменениями) в локальные нормативные документы по вопросам противодействия коррупции | Заместитель главного врача Ошарин В.В. | По мере необходимости |
4 | Рассмотрение на заседаниях медико-санитарного совета вопросов борьбы с коррупцией, рассмотрение состояния и эффективности работы по профилактике коррупционных правонарушений и преступлений | Главный врач Барсамян Г.Т. | Незамедлительно |
5 | Письменное информирование главного управления по здравоохранению Миноблисполкома при установлении факта совершения работниками Минской ЦРКБ коррупционных правонарушений (преступлений) | Заместитель главного врача Ошарин В.В. | Не реже 1 раза в год |
6 | Проведение анонимного анкетирования пациентов с включением в анкету вопросов, касающихся вымогательства со стороны медицинского персонала | Заместитель главного врача Ошарин В.В., инструктор-валеолог Александрова Ж.В. | Ежемесячно |
7 | Освещение вопросов антикоррупционного законодательства на производственных совещаниях в структурных подразделениях Минской ЦРКБ | Заместитель главного врача Ошарин В.В., юрисконсульты юридического сектора | Ежемесячно |
8 | Осуществление проверки знаний антикоррупционного законодательства при проведении аттестации руководителей структурных подразделений | Председатели аттестационных комиссий | При проведении аттестации |
9 | Обеспечение контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности, вынесением решений врачебно-консультационной комиссией (далее – ВКК) | Заместитель главного врача Ткачев Е.А. | В течение года |
10 | Осуществление контроля за порядком назначения дорогостоящих лекарственных средств | Заместители главного врача (по курации), заведующие структурными подразделениями | В течение года |
11 | Рассмотрение на заседании ВКК случаев выдачи листков нетрудоспособности работникам Минской ЦРКБ | Председатели ВКК | В течение года |
12 | Проведение оперативного анализа выдачи листков нетрудоспособности, справок | Заместитель главного врача по МЭиР Ткачев Е.А., заведующие структурными подразделениями | Ежемесячно |
13 | Проведение анализа выписанных льготных рецептов на получение лекарственных средств, рецептов на наркотические и психотропные лекарственные средства | Заведующие структурными подразделениями | Ежемесячно |
14 | Обеспечение контроля за проведением медицинского освидетельствования призывников путем проведения анализа по результатам призыва с последующим заслушиванием на медико-санитарном совете | Заместитель главного врача Гончарова С.В. | В течение года |
15 | Обеспечение контроля за правильностью оприходования и использования гуманитарной и спонсорской помощи | Главный бухгалтер Лукьянец Е.Я. | В течение года |
16 | Принятие мер по полному возмещению ущерба, выявленного ревизиями (проверками), за счет виновных лиц | Главный бухгалтер Лукьянец Е.Я. | В течение года |
17 | Обеспечение постоянного контроля за соблюдением законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг | Заместители главного врача (по курации), главный бухгалтер Лукьянец Е.Я. | В течение года |
18 | Проведение закупок медицинского оборудования в соответствии с планами закупок на текущий год | Заместитель главного врача (по курации), главный бухгалтер Лукьянец Е.Я. | В течение года |
19 | Ознакомление (под расписку) с требованиями законодательства об ответственности за коррупционные правонарушения и преступления при трудоустройстве в Минскую ЦРКБ | Начальник отдела кадров Батурина Н.А. | В течение года |
УТВЕРЖДЕНА
на заседании комиссии по противодействию коррупции в Минской ЦРКБ (протокол № 2 от 16.06.2025)
Карта коррупционных рисков Минской ЦРКБ
Раздел работы | Область деятельности, где возможны коррупционные риски | Меры профилактики | Ответственные лица |
Осуществление государственных закупок | 1. Планирование закупок. 2. Описание предмета закупок. 3. Проведение оценки и сравнение предложений процедуры закупки. 4. Порядок и сроки проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок. 5. Исполнение договорных (контрактных) обязательств поставщиком (исполнителем) | 1. Строгое соблюдение законодательства Республики Беларусь в области государственных закупок. 2. Планирование закупок исходя из обоснованной потребности в товарах (работах, услугах). 3. Использование единых технических регламентов и стандартов при определении наименований и классификации медицинских изделий. 4. Использование типовых заявок на закупку медицинских изделий и лекарственных средств. | Заместители главного врача, курирующие вопросы закупок Начальник отдела материально-технического снабжения Члены комиссии по закупкам |
Образовательная деятельность | Заключение договоров на целевую подготовку в медицинские университеты и колледжи | 1. Определение долгосрочной потребности в специалистах с высшим и средним специальным медицинским образованием. 2. Соблюдение законодательства при оформлении целевых договоров, обеспечение конкурса на целевые места. 3. Осуществление выдачи договоров в медицинские университеты только главным управлением по здравоохранению Миноблисполкома | Начальник отдела кадров |
Трудовые отношения | 1. Прием на работу и увольнение с работы. 2. Прием на работу лиц, являющихся близкими родственниками (свойственниками) представителей администрации. Минской ЦРКБ. 3. Применение дисциплинарных взысканий. | 1. Строгое соблюдение требований трудового законодательства при приеме на работу и увольнении с работы. 2. Соблюдение положения об урегулировании конфликта интересов. 3. Соблюдение трудового законодательства при наложении дисциплинарных взысканий. | Главный врач Начальник отдела кадров Руководители структурных подразделений |
Работа со служебной информацией, персональными данными | Использование служебной информацией в личных целях | Соблюдение руководителями и специалистами всех уровней законодательства по борьбе с коррупцией | Заместители главного врача (по курируемым вопросам) Руководители структурных подразделений |
Хозяйственная деятельность (начисление заработной платы, проведение ремонтов, использование автотранспорта и др.) | 1. Начисление заработной платы на карт-счета сотрудников. 2. Взаимные расчеты с подрядчиками при проведении ремонтов. 3. Использование служебного автотранспорта. 4. Использование электронной подписи в платежных документах. 5. Назначение стимулирующих выплат. 6. Учет материальных ценностей. | 1. Проведение внутреннего и внешнего аудита финансово-хозяйственной деятельности. 2. Соблюдение законодательства при установлении стимулирующих выплат. 3. Осуществление контроля за пробегом автотранспорта. 4. Соблюдение принципов социальной справедливости, прозрачности и общедоступности решений комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам. 5. Организация контроля за деятельностью материально-ответственных лиц | Комиссия по подведению итогов, установлению надбавок, доплат, оказанию материальной помощи и премированию Главный бухгалтер Начальник планово-экономического отдела Заместитель главного врача по хозяйственной работе Начальник гаража |
Деятельность, связанная с оказанием медицинской помощи: экспертная деятельность; доступность медицинской помощи | 1. Выдача и продление листков нетрудоспособности. 2. Выдача заключений врачебно-консультационных комиссий и иных комиссий (по допуску к управлению транспортными средствами, допуску к работе во вредных и опасных условиях труда и др.). 3. Установление годности к воинской службе. | Заведующие филиалами, поликлиниками, амбулаториями, больничными отделениями Председатели врачебно-консультационных комиссий Председатели медицинский комиссий, осуществляющих освидетельствование на предмет допуска к управлению транспортными средствами, к работе во вредных и опасных условиях труда и др. Врач, руководящий работой специалистов медицинской комиссии Минского районного военного комиссариата | |
Аттестация работников | 1. Аттестация на соответствие занимаемой должности. 2. Формирование аттестационных материалов с отражением результатов деятельности. | 1. Строгое соблюдение требований законодательства, регламентирующих работу аттестационных комиссий. 2. Предупреждение о персональной ответственности председателя и членов аттестационных комиссий за нарушений антикоррупционного законодательства. | Председатель и члены аттестационных комиссий Начальник отдела кадров |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации антикоррупционной работы
в Минской ЦРКБ
- Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Методических рекомендаций по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях, разработанных Генеральной прокуратурой во исполнение подпункта 10.1 пункта 10 решения восемнадцатого республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией от 22.12.2018.
Цель методических рекомендаций – обеспечение деятельности по предупреждению коррупции в государственных органах и иных организациях.
Основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией определены Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
Согласно статье 1 Закона о борьбе с коррупцией под коррупцией понимается:
умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
Помимо Закона о борьбе с коррупцией, вопросы противодействия коррупции регулируются также следующими нормативными правовыми актами:
Декретом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК);
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);
Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК);
Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»;
Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2023 г. № 373 «Об использовании имущества в личных и иных внеслужебных интересах»;
другими нормативными правовыми актами.
- Организация работы по борьбе с коррупцией в Минской ЦРКБ
Борьба с коррупцией осуществляется посредством комплексного применения мер, предусмотренных статьей 5 Закона о борьбе с коррупцией.
В силу статьи 43 Закона о борьбе с коррупцией руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:
принимать установленные настоящим Законом и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией, в том числе на предупреждение и выявление нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, устранение последствий, наступивших в результате таких нарушений, причин и условий, им способствующих;
привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших письменное обязательство, предусмотренное статьей 16 настоящего Закона, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами;
информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало известно о совершении таких правонарушений.
В Минской ЦРКБ в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции» (далее – Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции), сформирована комиссия по противодействию коррупции в Минской ЦРКБ (основание: приказ главного врача от 21.06.2022 г. № 324 «О противодействии коррупции»).
Основными задачами комиссии являются:
аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками Минской ЦРКБ;
обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками Минской ЦРКБ;
своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;
разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в Минской ЦРКБ, анализ эффективности принимаемых мер;
координация деятельности структурных подразделений Минской ЦРКБ по противодействию коррупции;
взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.
- Профилактические механизмы и пути их реализации
3.1. Оценка и минимизация коррупционных рисков
Основным методом противодействия коррупционным проявлениям, который обеспечивает высокую эффективность профилактики коррупционных деяний, является оценка и минимизация возникающих коррупционных рисков.
Согласно абзацу четвертому пункта 4 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации возложено на комиссии по противодействию коррупции, которые для этого наделены необходимыми полномочиями. Меры по нейтрализации коррупционных рисков могут приниматься не только в государственных органах (организациях), но и в подчиненных организациях.
Цель указанной деятельности комиссии – определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации правонарушений коррупционного характера.
Определение, в том числе оценка, коррупционных рисков позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
Порядок определения коррупционных рисков включает следующие этапы:
представление деятельности учреждения в виде отдельных процессов;
выделение «критических точек» для каждого процесса, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
составление описания возможных коррупционных правонарушений, включающего характеристику выгоды, приобретаемой незаконным путем, а также характер и размер ущерба, который может быть причинен в результате коррупционного правонарушения;
формирование перечней должностей и функций, связанных с высоким коррупционным риском;
разработка комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
Анализ коррупционных рисков осуществляется по следующим направлениям:
1) выявление и оценка коррупционных рисков в правовых актах, регулирующих деятельность Минской ЦРКБ, на наличие:
положений, способствующих принятию лицами, приравненными к должностным лицам, решений по своему усмотрению;
положений, способствующих созданию барьеров при реализации физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов;
правовых пробелов, создающих возможность произвольного толкования правовых актов;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности в целях установления фактов нарушения законодательства:
при проведении государственных закупок товаров (работ, услуг);
подготовке и принятии решений о распределении бюджетных и внебюджетных денежных средств, иного имущества, уплате сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
распоряжении имуществом Минской ЦРКБ, в том числе при осуществлении арендных отношений;
проведении служебных расследований и проверок;
осуществлении административных процедур;
определении размера и формы оплаты труда, а также материального поощрения;
выделении служебного и арендного жилья, комнат (койко-мест) в общежитиях, предоставлении иных социальных благ.
Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим.
Оценка коррупционных рисков, возникающих в деятельности учреждения, заключается в определении:
уязвимых для коррупции функций и операций;
работников (должностей), которые в рамках осуществления уязвимых для коррупции функций и операций могут быть вовлечены в коррупционные проявления в силу реализуемых ими служебных (трудовых) обязанностей (трудовых функций);
видов коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены при осуществлении функции или операции;
характера и размера возможного вреда (убытков);
вероятности совершения коррупционного деяния и причинения вреда;
факторов, способствующих возникновению уязвимости для коррупции;
факторов, влияющих на характер и размер возможного вреда (убытков).
Например, при изучении коррупционных рисков при осуществлении административных процедур анализ проводится на наличие:
соответствия фактических процессов осуществления административных процедур утвержденным нормативным требованиям;
истребования не предусмотренных законодательством документов;
прямого контакта должностных лиц с заявителем;
надлежащей работы информационных систем;
фактов нарушения сроков осуществления административных процедур;
фактов необоснованного отказа в осуществлении административных процедур;
многочисленности и дублирования этапов рассмотрения документов.
При проведении оценки информация о коррупционных рисках может быть получена из следующих источников:
нормативные правовые акты, а также локальные правовые акты, регулирующие деятельность организации;
результаты проверок, ревизий, инвентаризаций;
судебные постановления, акты прокурорского надзора, документы, поступившие из органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, иных правоохранительных и контролирующих органов;
обращения граждан и юридических лиц, публикации в средствах массовой информации и др.
По результатам оценки коррупционных рисков осуществляется подготовка информации, которая рассматривается на заседании комиссии. Указанная информация включает сведения о выявленных коррупционных рисках, рекомендации по их устранению, сроки реализации рекомендаций по устранению выявленных коррупционных рисков и др.
3.2. Обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений
В Минской ЦРКБ составлен перечень работников (должностей), которые в соответствии с законодательством приравнены к государственным должностным лицам. При поступлении на работу в Минскую ЦРКБ на должности, приравненные к должностям государственных должностных лиц, работники дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17, 18, 19 и 20 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон), порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного статьей 21 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией», а также по соблюдению ограничений, установленных статьей 26, пунктом 3 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З О государственной службе».
3.3. Ограничения, устанавливаемые лиц, приравненных к государственным должностным лицам
Для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, супруга (супруги), близких родственников или свойственников государственного должностного или приравненного к нему лица ограничения установлены частью пятой статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией.
3.4. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников учреждения является одним из ключевых профилактических элементов предотвращения коррупции.
Согласно абзацу одиннадцатому статьи 1 Закона о борьбе с коррупцией конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
При отнесении ситуации к конфликту интересов следует установить каждый из элементов, указанных в законодательном определении конфликта интересов:
1) лицо, приравненное к государственному должностному лицу, в деятельности которого возникает конфликт интересов;
2) наличие личного интереса лица, приравненного к государственному должностному лицу, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников (перечень субъектов является исчерпывающим);
3) наличие у лица, приравненного к государственному должностному лицу, конкретных обязанностей по службе, на которые может повлиять личный интерес (принятие решения или участие в принятии решения либо совершение других действий по службе (работе));
4) факт влияния личного интереса на надлежащее исполнение служебных (трудовых) обязанностей или наличие реальной возможности такого влияния.
Для констатации конфликта интересов необходимо установить:
в чем заключалась служебная (трудовая) обязанность лица, приравненного к государственному должностному лицу,;
какое решение оно должно было принять, в принятии какого решения должно было участвовать, какое конкретно действие по службе (работе) должно было совершить;
входило ли совершение действия в служебные (трудовые) обязанности, на основании чего возникла обязанность совершения действия, принятия решения;
в чем конкретно, т.е. в совершении каких действий по службе (работе), состоял личный интерес лица, приравненного к государственному должностному лицу, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников;
осведомленность лица, приравненного к государственному должностному лицу, о личном интересе супруга (супруги), близких родственников, свойственников;
каким образом использование лицом, приравненным к государственному должностному лицу, служебных (должностных) обязанностей способствовало (могло способствовать) достижению его личных интересов, интересов его супруги (супруга), близких родственников или свойственников;
наличие возможности удовлетворения личного интереса посредством принятия именно данного решения, исполнения данной обязанности, совершения данного действия по службе (работе) и др.
Не образуют конфликта интересов:
гипотетическая возможность влияния личного интереса на выполнение действий по службе (работе), когда характер или возможность такого влияния не выяснены;
возможность влияния личного интереса на исполнение лицом, приравненным к государственному должностному лицу, абстрактных (еще не определенных) служебных (трудовых) обязанностей;
иные подобные ситуации.
В части первой статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и право в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный самоотвод и письменно обязать совершить соответствующие действия по службе (работе).
Основанием для непринятия самоотвода является отсутствие конфликта интересов либо возможность его урегулирования иными способами.
Уведомление оформляется, например, в виде докладной записки, заявления или иным образом в письменной форме. Самоотвод также оформляется в письменной форме.
Уведомление, самоотвод и принятые по ним решения оформляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4.
В случае возникновения конфликта интересов или возможности его возникновения у главного врача Минской ЦРКБ, он (как только ему станет известно об этом) обязан уведомить об этом в письменной форме Минский районный исполнительный комитет и главное управление по здравоохранению Минского областного исполнительного комитета.
В соответствии с частью второй статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.
В части третьей статьи 21 Закона о борьбе с коррупцией закреплен перечень мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, которые может принять руководитель государственного органа, иной организации:
дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов;
перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном актами законодательства, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность;
поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в том числе временно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения;
принять иные меры, предусмотренные актами законодательства.
При разрешении конфликта интересов следует руководствоваться принципами:
законности: меры по разрешению конфликта интересов должны соответствовать требованиям законодательства (не допускаются рекомендации о расторжении брака, об увольнении с работы, перевод на другую должность без соблюдения гарантий, установленных законодательством в сфере трудовых отношений, и иные меры, не предусмотренные актами законодательства);
достаточности: меры по разрешению конфликта интересов должны обеспечивать предотвращение или урегулирование конфликта интересов;
минимального вмешательства в деятельность государственного должностного лица: меры должны ограничиваться лишь минимально достаточным для разрешения конфликта интересов вмешательством в деятельность государственного должностного лица, принятие чрезмерных мер не допускается. Например, если конфликт интересов может быть разрешен посредством письменных рекомендаций о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, перевод государственного должностного лица на другую равнозначную должность в указанной ситуации будет противоречить смыслу Закона о борьбе с коррупцией.
Существует ряд ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным.
Например, лицо, приравненное к государственному должностному лицу, является членом аттестационной комиссии, которая принимает решение в отношении родственника этого лица. В данной ситуации лицу, приравненному к государственному должностному лицу, не следует участвовать в заседании аттестационной комиссии, принимающей указанное решение.
Лицо, приравненное к государственному должностному лицу, участвует в принятии решения о закупке товаров, продавцом которых является лицо, с которым связана личная заинтересованность государственного должностного лица (родственник, свойственник и др.). В таком случае лицу, приравненному к государственному должностному лицу, необходимо заявить самоотвод от участия в этой процедуре закупки.
Приведенный перечень ситуаций конфликта интересов не является исчерпывающим.
- Виды юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства
Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции (статья 25 Закона о борьбе с коррупцией), коррупционного правонарушения (статья 37 Закона о борьбе с коррупцией) либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.
Указанная юридическая ответственность устанавливается УК, КоАП, ТК и иными законодательными актами.
Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.
Перечень коррупционных преступлений установлен совместным постановлением Генеральной прокуратуры, КГК, ОАЦ, МВД, КГБ, Следственного комитета от 27.12.2013 № 43/9/95/571/57/274, а также частью первой примечаний к статье 90 УК и включает 10 составов преступлений. К числу коррупционных преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность, относятся:
хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части вторая, третья статьи 235 УК);
злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 424 УК);
бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 425 УК);
превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности (части вторая, третья статьи 426 УК);
незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
получение взятки (статья 430 УК);
дача взятки (статья 431 УК);
посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
злоупотребление властью, бездействие власти либо превышение власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (статья 455 УК).
Перечень коррупционных преступлений, включающий указанные составы, предусмотрен и в части первой примечаний к статье 90 УК.
За совершение деяний коррупционного характера может наступать административная ответственность согласно нормам КоАП, например по статье 11.1 (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно попытка такого хищения), статье 12.8 (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов), статье 12.9 (нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг)), статье 12.10 (нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве), статье 12.27 (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств), статье 12.28 (совершение финансовой операции, повлекшей легализацию доходов, полученных преступным путем), статье 23.6 (разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны), статье 24.6 (нарушение порядка декларирования доходов и имущества), статье 24.17 (нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом), статье 24.53 (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи).
В 2021 г. в КоАП появилась специальная норма об ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица (статья 24.59). Диспозицией данной нормы запрещается следующая форма поведения: передача материальных ценностей либо предоставление выгод имущественного характера от имени или в интересах юридического лица должностному лицу для него самого или его близких, которые передаются (предоставляются) исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах такого юридического лица какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий, если действия лица, совершившего такие передачу или предоставление, образуют состав преступления, предусмотренного статьей 431 УК, установленный процессуальным решением.
В примечании к статье 24.59 КоАП определен перечень документов, которые признаются основанием начала административного процесса в отношении юридического лица за совершение названного правонарушения, а именно:
вступивший в законную силу приговор суда;
решение об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 11 части первой статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь;
решение о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, уголовного преследования или производства по уголовному делу по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 11 части первой статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь;
решение об освобождении от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным частями первой и второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 24.59 КоАП, является юридическое лицо, на которое может быть наложено взыскание в виде штрафа в размере до 200% от стоимости переданных материальных ценностей, предоставленных выгод имущественного характера. При определении судом размера штрафа в каждом конкретном случае подлежат учету характер и степень общественной вредности совершенного деяния, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. При этом в силу прямого указания КоАП размер штрафа не может быть менее 50 базовых величин.
При этом в случае, если юридическое лицо способствует выявлению правонарушения, предусмотренного статьей 24.59 КоАП, и (или) содействует раскрытию и (или) расследованию связанного с данным правонарушением преступления (статья 431 УК), совершенного работником юридического лица от имени или в интересах последнего, юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности. Основанием освобождения юридического лица от ответственности по статье 24.59 КоАП является и факт совершения такого правонарушения вследствие имевшего место вымогательства в отношении юридического лица.
За совершение коррупционных правонарушений лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен законодательством. Например, порядок применения мер дисциплинарной ответственности к работникам за дисциплинарные проступки определен главой 14 ТК. Особенности дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников могут быть предусмотрены законодательством.
Для констатации наличия в деянии коррупционного правонарушения или правонарушения, создающего условия для коррупции, необходимо установить все признаки соответствующего деяния (в частности, что лицо относится к категории государственных должностных лиц или лиц, приравненных к государственным должностным лицам; установить все признаки деяния, указанные в соответствующем абзаце статьи 25 или 37 Закона о борьбе с коррупцией, если это предусмотрено в соответствующем абзаце – признаки государственной организации и др.).
Коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, а также нарушения антикоррупционного законодательства (например, несоблюдение правил урегулирования конфликта интересов, несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями и др.) следует отличать от других дисциплинарных проступков и административных правонарушений, не относящихся к коррупции.
Следует учитывать, что неверное отнесение деяния к нарушениям антикоррупционного законодательства может повлечь определенные правовые последствия. Например, согласно статье 42 Закона о борьбе с коррупцией по требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения. Если деяние не является коррупционным правонарушением или правонарушением, создающим условия для коррупции, то применяется общий срок исковой давности.
При решении вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, следует принимать во внимание требования части второй статьи 71 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон об НПА), в которой закреплена норма о том, что применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей.
Определения аналогии закона и аналогии права даны в статье 2 Закона об НПА. Аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих данные общественные отношения, норм права, регулирующих сходные общественные отношения. Аналогия права – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал и смысла законодательства, отраслевых, межотраслевых и общеправовых принципов.
Лицо, совершившее коррупционное правонарушение или правонарушение, создающее условия для коррупции, может быть привлечено к материальной ответственности.
Пределы материальной ответственности работника за допущенные нарушения устанавливаются законодательством, коллективным договором и (или) контрактом, договором о полной материальной ответственности.
Совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, может влечь гражданско-правовую ответственность.
Например, в силу статьи 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
- Взаимодействие с органами, осуществляющими борьбу скоррупцией, обмен информацией
В соответствии со статьей 6 Закона о борьбе с коррупцией борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.
Правовые основы взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, с государственными органами и иными организациями, участвующими в такой борьбе, определены в статьях 10, 11, 13, 43 Закона о борьбе с коррупцией, пунктах 4, 5 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732.
Вопросы взаимодействия указанных субъектов также регламентированы Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644.
Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции (статья 10 Закона о борьбе с коррупцией).
К таким фактам может относиться любая информация (сведения) о наличии в действиях подчиненного признаков коррупции либо о подготовке к таким действиям (сведения о получении взятки, причинении крупного ущерба организации с использованием служебных полномочий, хищении путем злоупотребления служебными полномочиями и т.п.).
При этом отсутствует необходимость устанавливать все признаки соответствующего правонарушения коррупционного характера (преступления). Проверка и дача правовой оценки такой информации относятся к компетенции правоохранительных органов и осуществляются в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь.
В законодательстве не определен конкретный правоохранительный орган, которому необходимо представлять информацию о коррупционном поведении работников организации. В связи с этим при принятии решения о том, в какой именно из указанных в статье 6 Закона о борьбе с коррупцией органов направлять соответствующую информацию, следует учитывать компетенцию этих правоохранительных органов, которая регламентирована специальными законодательными актами (законы Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» и др.).
Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, представляются незамедлительно, а если это невозможно – в течение трех суток (часть вторая статьи 11 Закона о борьбе с коррупцией).