ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА – ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА – ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Глава нашего государства А.Г. Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «человеческий капитал является для нас самой высокой ценностью. Ибо это инвестиции в будущее», «человеческий капитал – это главный ресурс страны, на развитие которого мы всегда найдем средства».
Образование этот самый капитал создает. Наука, в том числе, позволяет ему реализоваться через посредство новых инновационных разработок. Поэтому давайте обсудим сегодня актуальные вопросы образования и науки как движущих сил развития общества и государства.
Национальная система образования – фактор экономического роста и благосостояния страны
Еще в 2016 году, выступая с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию, А.Г. Лукашенко заявил, что «образование – это действительно фундамент общества, пропуск для государства, для всей нации в завтрашний день, в будущее».
Наша Беларусь является государством, где одновременно с реализацией принципа непрерывности образования (образование через всю жизнь), гарантируется также и право на бесплатное получение образования.
Можно уверенно сказать, что образование является приоритетным направлением государственной политики, одной из высших ценностей белорусского народа.
Давайте вспомним, из чего состоит эта большая система: все начинается с дошкольного образования, которым у нас в стране занимается 3 721 учреждение дошкольного образования (далее – УДО). В них работают 55 тыс. педагогических работников и посещают 340 тыс. воспитанников.
Показатель по охвату детей от 3 до 6 лет в последние годы является одним из самых высоких среди стран мира. Доля детей в возрасте от
1 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет 88,5%, при этом запросы на посещение УДО удовлетворены полностью.
Далее – в Беларуси созданы условия для реализации конституционного права граждан страны на получение общего среднего образования.
Именно в этот период в маленького человека и гражданина закладываются правильные смыслы, система координат «как можно и как нельзя», набор морально-этических ценностей «что такое хорошо и что такое плохо», патриотизм и любовь к родной земле. Общее среднее образование является определяющим в становлении интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации.
В 2 661 учреждении общего среднего образования обучаются более 1 млн учащихся. Образовательный процесс осуществляют около 84 тыс. учителей.
И еще две вещи, о которых не стоит забывать. Первая – это обеспечение доступности и качества образования детей с особенностями психофизического развития. Кодексом об образовании закреплен принцип инклюзии, его реализация – одно из основных направлений государственной политики.
И второе: только наша страна на постсоветском пространстве сохранила систему профессионально-технического образования (далее – ПТО) и среднего специального образования (далее – ССО). Это с завистью отмечают все соседи, потому что высококвалифицированных рабочих, толковых инженеров и головастых технологов не хватает нигде в мире.
Вспомните Гошу (он же Гога) из оскароносного кинофильма «Москва слезам не верит». Кандидатские без его золотых рук не пишутся, докторские без них не получаются – и сейчас ведь ситуация та же, если не хуже. Поэтому реализацию программ ПТО и ССО государство рассматривает как важнейший свой ресурс, один из главных механизмов экономического роста и реализации инноваций.
Далее идет система высшего образования, в которой функционируют 47 учреждений. В 2024/2025 учебном году высшее образование I ступени, общее высшее или специальное высшее образование в них получали почти 225 тыс. человек, углубленное высшее образование – более 10 тыс. человек.
Наконец, научно-ориентированное образование осуществляют
25 учреждений образования. Оно нацелено на подготовку научных работников высшей квалификации. По данным Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь в 2024 году в республике численность обучающихся аспирантов составила 4,4 тыс. человек. Аспирантуру окончили 757 человек. В докторантуре обучались
594 человека, окончили докторантуру 153 человека.
Министерство образования также осуществляет нормативное правовое регулирование 16 образовательных программ дополнительного образования взрослых. Данные программы в стране реализуют около
400 учреждений дополнительного образования взрослых и иных организаций с численностью слушателей более 350 тыс. ежегодно.
Также в национальной системе образования функционируют
242 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, в которых обучаются более 353 тыс. учащихся по 15 профилям.
Согласитесь, перед нами сложная и одновременно всеобъемлющая система, поддерживать успешный функционал которой далеко не простая задача. Всего в стране работает около 7 тыс. учреждений образования, обучение и воспитание в них проходят более 2 млн человек. Этот объем работ обеспечивают 418 тыс. сотрудников, в том числе 17 тыс. педагогических работников.
Что касается денег, то в Беларуси расходы на образование в 2025 году предусмотрены в сумме 13,8 млрд белорусских рублей.
В нашей стране воспитательная работа рассматривается как составная часть национальной системы образования. И это правильно. Это направление нам никак нельзя упустить, особенно помня, что в условиях информационной войны постоянно возникают угрозы проявления негативных личных качеств формирующейся личности: социальная зависть, агрессивность, нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, низкий уровень культуры общения и другие. Это требует наряду с использованием традиционных форм поиска новых подходов в воспитательной работе.
Государственная поддержка образования в Республике Беларусь играет ключевую роль в обеспечении равного доступа к знаниям для всех слоев населения. Основой этой поддержки является система бесплатного среднего образования и бюджетные места в учреждениях высшего и среднего специального образования.
Давайте коротко перечислим и другие меры государственной поддержки: стипендии за счет средств республиканского или местных бюджетов. Общежития, предоставляемые обучающимся. Ряд категорий получают также бесплатное горячее питание. Бесплатные учебники и пособия, спецодежда и обувь на практике и стажировках, наконец, специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
Наряду с этим у нас в стране многим выпускникам гарантируется предоставление места работы в соответствии с полученной специальностью, это ст. 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании. И это не минус, как иногда пытаются нам навязать, а большой общественно-социальный плюс.
Подводя некоторый итог, можно сформулировать: всесторонняя господдержка способствует развитию человеческого капитала, формированию квалифицированных кадров для экономики и поддержанию высокого уровня культуры в стране.
Что подтверждает и экспорт образовательных услуг: в последние годы наблюдается тенденция к росту востребованности белорусского образования среди иностранных граждан. Если в 2010 году в республике обучалось около 10 тыс. иностранных граждан, то на 1 января 2025 г. их уже порядка 34 тыс.
Привлекательность белорусского образования – это еще и наша с вами «мягкая сила», которая способствует формированию положительного имиджа Беларуси. Иностранные выпускники становятся своего рода культурными посланниками, способствующими развитию взаимопонимания между народами. Таким образом, в условиях глобальной конкуренции за таланты, экспорт образовательных услуг становится не только экономической, но и стратегической задачей всей страны.
Состояние и перспективы развития отечественной науки
Наука – о ней неспециалистам говорить трудно. Но давайте попробуем хотя бы в целом оценить для себя всю ту междисциплинарную многовекторную структуру, включающую академическую, вузовскую и отраслевую компоненты, которые функционируют в тесном взаимодействии.
Указом Президента Республики Беларусь от 1 апреля 2025 г.
№ 135 утверждены приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране на 2026-2030 годы.
В качестве таких направлений определены наиболее перспективные и востребованные для государства сферы деятельности, позволяющие в среднесрочной перспективе обеспечить актуальные результаты в наукоемких и высокотехнологичных секторах экономики, конкурентные преимущества и технологическую безопасность страны.
Это цифровые технологии и искусственный интеллект, инновационные технологии в промышленности, биологические и медицинские технологии, инновационные технологии в агропромышленном комплексе и пищевой промышленности, научное и научно-техническое обеспечение безопасности человека, общества и государства.
Есть ли у нас соответствующий кадровый научный потенциал для реализации этих направлений? Судите сами: членами Академии наук являются 83 академика, 99 членов-корреспондентов, 4 почетных и
22 иностранных члена НАН Беларуси. В Академии работают 318 докторов наук и 1458 кандидатов наук. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составляет 6912 человек.
Каждый третий научный работник – это молодой ученый в возрасте до 35 лет. В НАН Беларуси по состоянию на 1 января 2025 г. численность работников в возрасте до 35 лет составляла 2800 человек или 21% от общей численности работников.
Это не само собой так получилось, а потому, что в Республике Беларусь создана целая система стимулирования и привлечения в научную сферу одаренной молодежи.
Останавливаться на ней подробно нет смысла, там уже достаточно специфичная область. Поэтому давайте просто перечислим некоторые примеры инновационных производств, разработки которых были внедрены в реальный сектор по состоянию на июль 2025 г.
На базе Института физики им. Степанова создано инновационное производство оптических компонентов и лазерных систем.
В ОАО «Планар» поставлен на производство высокопроизводительный генератор изображений.
Освоен выпуск новейших образцов техники, в том числе:
в ОАО БЕЛАЗ – электрического карьерного самосвала грузоподъемностью 120 т и самосвала карьерного грузоподъемностью 136 т; шлаковоза грузоподъемностью 80 т с чашей объемом 11 м³ и тяжеловоза грузоподъемностью 150 т;
в ОАО МТЗ – трактора «Беларус» мощностью 330 л. с., а также трактора «Беларус» с центральным приводом и передним ведущим мостом увеличенной грузоподъемности;
в ОАО МАЗ – новых грузовых автомобилей, включая модели с правым расположением органов управления; перронного автобуса второго поколения с двигателем мощностью 300 л. с.;
на базе Толочинского консервного завода успешно функционирует производство быстрозамороженного картофеля фри. Разработан ассортимент и освоена технология производства новых видов продуктов мясных и из мяса птицы с пониженной калорийностью для питания детей дошкольного и школьного возраста.
В целом же фактический выпуск импортозамещающей продукции и услуг только по разработкам НАН Беларуси, внедренным в экономику, составляет порядка 335 млн долларов США в год.
Одним из ключевых направлений интеграции является научно-техническое и инновационное сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. В настоящее время выполняются три научно-технические программы Союзного государства:
«Интелавто» – разработка системы бортовой электроники автотранспортных средств, превосходящей существующие аналоги, для электрического и гибридного транспорта;
«Компонент-Ф» – разработка новых образцов лазерной техники, применяемой для обработки различных материалов и производства медицинской техники;
«Комплекс-СГ» – разработка базовых элементов орбитальных
и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства.
Достижения и успехи развития Республики Беларусь отмечены на международном уровне.
В рейтинге достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) Беларусь заняла 32-е место среди 167 стран согласно Sustainable Development Report 2025.
По индексу человеческого развития среди 193 стран, по данным Доклада ПРООН о человеческом развитии в 2025 году, Беларусь занимает 65-е место в Глобальном индексе человеческого развития (ИЧР). В рамках оценки достижения страны в трех основных аспектах: продолжительность жизни, образование и уровень жизни, Беларусь принадлежит к категории стран с очень высоким уровнем человеческого развития.
Согласно индексу готовности к передовым технологиям (Readiness for Frontier Technologies Index, RFTI) в 2023 году Республика Беларусь заняла
55-е место из 166 экономик.
По индексу уровня образования в 2024 году Республика Беларусь заняла 40-е место из 193 стран (2023 г. – 57-е место из 207 стран).
***
«Инвестиции в науку и технологии стали ключевым условием благополучия государства, залогом поступательного конкурентного развития», – подчеркнул Президент нашей страны в декабре 2024 года.
Как видим, в Беларуси достигнут очень высокий уровень развития образования и науки. Сформирована междисциплинарная многовекторная структура, включающая академическую, вузовскую и отраслевую компоненты, функционирующие в тесном взаимодействии. Работают многочисленные отраслевые лаборатории, совместные кафедры, кластеры, центры и филиалы. Все это обеспечивает получение новейших результатов и наукоемкой продукции, решает задачи научно-технологического суверенитета, импортозамещения и наращивания экспорта.
«Страна богата тогда, когда есть мозговитые, трудолюбивые люди, а не только то, что Господь в землю положил», заявил А.Г.Лукашенко 20 июня 2025 г. на церемонии награждения выпускников и преподавателей учреждений высшего образования. И, однако, ни образование, ни наука сами по себе, как говорится, не вывезут. «Настоящее и будущее Беларуси во многом зависит от вас – молодежи, – продолжил Президент. – Мир огромен, а Беларусь у нас одна. Помните о своей Родине. Цените и берегите мирное небо над нашей страной».
Вот это – самое главное. А чтобы это понять, осознать и впитать, как родное, нам как раз и нужны достойное образование и хорошая наук
Дата публикации: 28.08.2025