Здоровое детство
Семья — это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочнении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества.
Проблема, которая разрушает семью изнутри — это конфликты и совершаемое на их почве насилие.
Насилие над личностью это всегда тяжёлое испытание, особенно если оно исходит со стороны близкого человека.
Исторически насильственным актам в отношении членов семьи и близких давалась различная правовая оценка — от полного оправдания виновных за отдельные виды насилия до признания данных преступлений наиболее тяжкими из всех существующих. Женщины и дети длительное время считались собственностью главы семейства, которому было позволено применять физические меры воздействия даже без какой-либо провинности. В правовых источниках Древней Руси, древнеримском и англосаксонском праве родители имели почти исключительные права над детьми: разрешалось физическое наказание и даже убийство за непослушание и дерзость.
Сегодня проблема домашнего насилия интенсивно исследуется в различных странах мира. Даже в относительно благополучной в криминальном отношении Японии широкая распространенность семейного насилия повлекла за собой создание не только специализированных профилактических учреждений — приютов для ушедших из дома жен, подвергшихся избиению, и семейных судов, но также специальных научно-исследовательских курсов при Верховном Суде, деятельность которых направлена на разработку проблематики семейной криминологии.
Специальные законы, посвященные предотвращению насилия в семье, предусматривающие разноотраслевые меры, принятые на основе предложенного ООП в 1996 году Модельного закона о насилии в семье, действуют во многих странах мира.
Несмотря на то, что удельный вес преступлений, совершенных в сфере домашнего насилия, последние 5 лет не превышает 3 % от общего количества зарегистрированных уголовно наказуемых деяний, однако порой по своей жестокости и тяжести последствий они многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления.
Домашнее насилие происходит в любых слоях общества, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов.
Современные жизненные реалии все чаще заставляют задуматься над тем, что семейное насилие — это не только причинение физического вреда, но в большей степени систематическое психическое воздействие одного члена семьи на другого, путем унижения, оскорбления, усиления экономической и иной зависимости.
К правонарушениям, совершенным в сфере домашнего насилия, относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, общественный порядок, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между близкими родственниками, членами семьи.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 04.01.2014 № 122-3 под домашним насилием понимаются умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или)психические страдания.
В соответствии с Уголовным кодексом и процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь:
Близкие родственники — это родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, физического лица, либо лица, совершившего правонарушение;
Члены семьи — это близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство.
Нередко «бытовые» конфликты происходят и в семьях, считающихся добропорядочными, где порой совершается «тихое» насилие. Граждане, в отношении которых оно осуществляется, не решаются обратиться за помощью, боясь испортить репутацию семьи или лишиться средств к существованию. Женщина, как правило, терпит все проявления агрессии со стороны мужа, так как в большинстве случаев он содержит семью.
Выявление таких фактов зачастую осложняется желанием женщины создать мнимое благополучие, не сообщать об имеющихся проблемах своим знакомым, родственникам и близким.
Но и сами женщины могут проявлять открытую агрессивность или подавлять ее в себе до тех пор, пока не наступит ситуация «последней капли». Отсюда — убийства женщинами своих мужей на бытовой почве, иногда без видимой всем причины.
Одной из основных причин бытовой преступности является пьянство, которое наносит огромный материальный и моральный ущерб обществу, осложняет демографическую ситуацию в республике, способствует уменьшению численности населения.
Неслучайно подавляющее большинство преступников, нарушивших общественный порядок или совершивших преступления против личности на почве бытовых отношений, либо до этого постоянно употребляли спиртные напитки, либо в момент совершения деяния были в состоянии опьянения.
Негативное влияние правонарушений в сфере домашнего насилия заключается, прежде всего, в формировании у правонарушителей чувства вседозволенности, безнаказанности, пренебрежения, как к закону, так и к общепринятым нормам морали. Но наиболее опасным итогом любого семейного конфликта, является негативное воздействие, которое он оказывает на детей. Семейное неблагополучие является главной причиной смещения ценностных ориентиров подростков, постоянные ссоры, рукоприкладство родителей формирует жестокость и злобу в характере несовершеннолетнего и служит питательной средой для их дальнейшего вовлечения в противоправное поведение.
В целях профилактики правонарушений, совершаемых в сфере домашнего насилия, сотрудниками органов внутренних дел принимается ряд мер профилактического характера:
— профилактическая беседа с лицом, склонным к совершению противоправного действия;
— профилактический учет;
— периодическое посещение семьи с конфликтными отношениями;
— защитное предписание;
— оказание семье юридической помощи, а также помощи в организации лечения от алкоголизма или наркомании;
— признание гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и ставящего свою семью в тяжелое материальное положение;
— принудительное воздействие на хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц;
— лишение родительских прав;
— отобрание ребенка без лишения родительских прав, если оставление ребенка у граждан, у которых он находится, опасно для него;
— возбуждение уголовных дел за умышленное причинение легкого телесного повреждения, истязание, угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества;
— привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере домашнего насилия, к административной ответственности за оскорбление, причинение легкого телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья.
Также, органами внутренних дел активизируется взаимодействие с заинтересованными органами по предупреждению правонарушений в сфере домашнего насилия. Это такие направления как: обеспечение раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях; принятия мер по организации надлежащего профилактического наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за бытовые преступления; взаимодействие с сельскими и поселковыми комитетами, жилищно-эксплуатационными организациями по установлению граждан, длительное время не оплачивающих коммунальные услуги, ведущих антиобщественный образ жизни; проведение выездных судебных заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в условиях лечебно¬трудовых профилакториев, частичному ограничению в дееспособности и лишению родительских прав; установление престарелых граждан, проживающих совместно с родственниками, ведущими антиобщественный образ жизни.
Специфика работы милиции по профилактике преступлений, совершаемых на почве бытовых отношений, заключается не только в организации эффективной системы реагирования на сигналы об уже совершенных правонарушениях, но и проведении упреждающих мероприятий по выявлению «проблемных» семей, острых бытовых конфликтов, чреватых трагическими последствиями, а также в осуществлении воспитательной работы с лицами, в отношении которых прогнозируется возможность преступного поведения в быту.
Большую роль в профилактике преступлений в сфере быта должны играть общественные организации по месту работы или учебы правонарушителей, в том числе советы профилактики, трудовые коллективы, администрация предприятий и учреждений.
В настоящее время развивается и институт общественных объединений, деятельность которых связана с защитой жертв насилия, созданием круглосуточных диспетчерско-информационных служб для оказания помощи пострадавшим.
Так, на областном уровне организованы круглосуточные бесплатные «горячие линии» по вопросу о консультировании пострадавших от домашнего насилия (+375 17 311 00 99), с возможностью обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp (+375 29 101 73 73, +375 29 899 04 01).
Также действует круглосуточный телефон Республиканской телефонной детской линии помощи для несовершеннолетних, оказавшихся в кризисном положении, сложной жизненной ситуации и нуждающихся в психологической поддержке (8 801 100 16 11)
Для оказания помощи жертвам насилия в настоящее время в республике созданы и действуют различные общественные объединения «Надежда и исцеление», «Дети не для насилия», «Радислава», функционируют «кризисные комнаты», где жертв семейного насилия не только выслушают, проконсультируют, но и, при необходимости, предоставят ночлег.
Следует остановиться на вопросах ответственности граждан за правонарушения, совершаемые в сфере домашнего насилия.
За правонарушения, совершаемые в сфере быта, предусмотрены следующие меры ответственности:
По статье 10.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания):
Части 1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Части 2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания — влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Примечание: Обязательным квалифицирующим признаком административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь является его совершение «в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи».
Когда насильственные действия совершаются над потерпевшим систематически, равно как и если они были совершены однажды, но рассчитаны на причинение особенно мучительной боли, физических или психических страданий своей жертве, виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности по статье 154 Уголовного кодекса Республики Беларусь (истязание), за что предусмотрен арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.
Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении, судом может быть применено наказание в виде ограничения свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом или без штрафа или лишения свободы на срок от одного года до пяти лет со штрафом или без штрафа.
В случаях, когда пострадавшее лицо, ощущало реальную угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, будет принято решение о привлечении виновного к уголовной ответственности по статье 186 УК Республики Беларусь, по которой предусмотрены наказания в виде общественных работ, штрафа, или исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до ‘грех лет, или лишения свободы на тот же срок.
В случае причинения легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, свои права жертва домашнего насилия может защитить в частном порядке, путем подачи заявления в суд о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по статье 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь. И в этом случае к правонарушителю может быть применено наказание в виде общественных работ или штрафа, или же исправительных работ на срок до одного года, или арест.
Если Вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально-опасном положении, сообщите данную информацию в органы внутренних дел. Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии.
Управление охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности УВД Минского облисполкома
Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал фразу «руки мой перед едой». Однако, эту процедуру необходимо выполнять в течение дня намного чаще, не только перед приемом пищи, но и после улицы, поездок в общественном транспорте.
Приучать малыша мыть руки необходимо с самого детства. Уже на первом году жизни, когда малыш активно познает мир, родителям в ненавязчивой форме нужно говорить о пользе воды и личной гигиене. Умывая вместе с ним личико или смывая грязь с ладошек, обязательно проговаривайте, зачем вы это делаете, что очень некрасиво и плохо, когда на кожице грязь и вредные микробы, которые смогут навредить организму, вызвать болезни. А после мытья ручек акцентируйте внимание на том, как хорошо, что малыш чистый и аккуратный.
Процедура мытья рук должна быть своеобразным ритуалом, который повторяется изо дня в день, таким же естественным, как и одевание, купание или прием пищи. Не забывайте о небольших поговорках, которые помогут запомнить малышу, в каких случаях ручки надо вымыть, например: «если ты пришел домой, руки с мылом сразу мой», «быть грязнулей не годится, будем ручки мыть водицей» и так далее.
Поощряйте и завлекайте детей регулярно мыть руки, так вы поможете им выработать хорошую привычку и сохранить здоровье. Всякий раз, когда нужно вымыть руки ребенку, мойте и себе, чтобы показать, как правильно это делается. При желании ваш малыш может не только промыть свои игрушки, но и «искупать» самую любимую из них. А если перед умывальником находится зеркало, то кроха может любоваться собой во время мытья рук или корчить смешные рожицы. Все это поможет удержать вашего непоседу у раковины необходимое время (20 секунд).
Не торопите ребенка. Пусть малыш поймет, что можно получать удовольствие от необходимых процедур. В противном же случае, ребенок не научится правильно мыть руки и будет считать эти важные процедуры «каторгой» или «тяжелой повинностью», а впоследствии будет попросту игнорировать их.
Не ругайте кроху за мокрую одежду, воду на полу возле умывальника, полотенце, оставленное на полу и так далее. Со временем, благодаря вашим напоминаниям, малыш научится делать все более аккуратно.
Помните, у каждого члена семьи должно быть индивидуальное полотенце, которое необходимо часто менять и не допускать, чтобы оно долго оставалось влажным. В период заболеваний более гигиенично пользоваться одноразовыми салфетками или полотенцами, так как обычное махровое или вафельное полотенце могут накапливать микроорганизмы, и содержать их в идеальной чистоте крайне сложно.
В наше время существует огромный выбор моющих средств. Это и твердое кусковое мыло, и натуральное мыло ручной работы, содержащее экстракты различных трав, эфирные масла, мед и прочие ингредиенты, и туалетное мыло, и антибактериальное мыло, и лечебное мыло (серное и дегтярное), но использовать их детям не рекомендуется.
При выборе мыла для детей предпочтение нужно отдавать детскому мылу, которое не содержит щелочных компонентов (pH-нейтральное), а также ароматизаторов и красителей, способных вызвать раздражения или аллергические реакции.
Идеальными средствами для очищения кожи малышей являются специальные жидкие средства, в том числе жидкое мыло. Они содержат нещелочные, а поверхностно активные вещества, которые замечательно справляются со всеми загрязнениями, но при этом не нарушают естественную защиту кожи, а также не вызывают сухость и раздражение.
Простой способ быть здоровым. Мытье рук не требует особых временных и финансовых затрат и при этом несет огромную пользу, помогая защититься от инфекции. Мойте регулярно руки сами и приучите к этому своих детей, тогда ваша семья всегда будет здорова!
Первое сентября – начало учебного года, самое время проверить, готов ли ваш ребенок к школе, что он знает и что умеет? Такая проверка позволит грамотно распределить время и подготовить ребенка к школе.
1.Навыки самообслуживания.
Умения завязывать шнурки, застегивать куртку и собирать портфель понадобятся, как только ребенок переступит школьный порог. Освоение этих навыков займет много времени, поэтому начинать нужно именно с них. К началу обучения школьник должен уметь: самостоятельно одеваться; есть столовыми приборами; следить за чистотой школьной формы и обуви; собирать учебные принадлежности в портфель; приводить в порядок рабочее место.
2.Правила дорожного движения.
Знание правил дорожного движения и умение использовать их на практике необходимы каждому первокласснику, поэтому перед началом учебного года их стоит активно повторять во время прогулок.
3.Четкий режим дня.
Привыкать к новому расписанию лучше заблаговременно. Начать стоит с введения ранних подъемов, чтобы ребенок быстрее и легче адаптировался к новому ритму жизни. На адаптацию уйдет примерно 2–3 месяца, в этот период нежелательно перегружать малыша и вводить в его расписание новые кружки и секции. Чрезмерная загруженность снизит мотивацию к учебе.
4.Реакция.
Не будет лишним подготовиться к непредвиденным ситуациям, выучить с ребенком имена, отчества, фамилии и телефоны родителей, уточнить, кому звонить в сложных ситуациях, обсудить, что нужно делать, если за помощью обратился незнакомец. На предложения таких людей лучше отвечать вежливым отказом или советом спросить у взрослых. Если посторонний настаивает, нужно громко крикнуть: «Я тебя не знаю! Помогите!» и бежать в людное место. Стоит договориться, что о таких случаях надо рассказывать взрослым.
5.Желание учиться.
Еще до знакомства со школой родителям важно создать позитивный настрой и сформировать желание учиться. Важно объяснить малышу, что на уроках он узнает много интересного, а в школе у него появятся новые друзья. Также стоит объяснить, что учеба – это не только увлекательный процесс, но и труд, поэтому необходимо внимательно слушать учителя и выполнять все задания. Будет полезно поделиться с ребенком историями из вашей школьной жизни. В этом возрасте родители служат для детей главным примером, поэтому если взрослые предложат принять школьные правила, малышам будет легче согласиться с ними.
6. Повторение правил – залог успеха в подготовке ребенка к школе. Чтобы новая информация отложилась, стоит отработать навыки на практике. Говорить с ребенком нужно спокойно и доброжелательно, тогда все получится!
Поступление в первый класс – важнейший этап в жизни ребенка.
Период адаптации к школьной жизни индивидуален для каждого первоклассника и зависит не только от особенностей ребенка, но и поведения родителей, поэтому важно поддерживать малыша, мотивировать его учиться и помогать справляться с невзгодами.
Малыш и домашние питомцы
Для здоровья крохи и спокойствия его родных идеально, если в доме нет никаких животных, птичек, рыбок, которые зачастую создают массу проблем. Заводить их лучше, когда ребенок подрастет, и будет принимать в этом самое непосредственное участие.
А как быть, если в семье домашние животные были до рождения малыша? Между четвероногим другом и ребенком может возникнуть некоторая напряженность. Во-первых, животные, которые содержатся вне дома, могут стать переносчиком инфекций. Во-вторых, четвероногий друг может с ревностью реагировать на повышенное внимание к малышу и проявлять это не в лучшей для ребенка форме. Если пытаться сохранить справедливость по отношению к обоим членам семьи, следует быть очень внимательными и бдительным. Детская коляска, где спит малыш, это прекрасное теплое местечко для кошки. Внимание, опасная ситуация: малыш может задохнуться!
Питомец в доме – это большая ответственность, есть плюсы и минусы. Жизнь вместе с домашним любимцем учит малыша быть дисциплинированным и заботиться о других. Детей одних не надо отпускать выгуливать собаку, особенно большого пса, а вот ежедневно наливать свежую воду в миску, мыть игрушки, насыпать наполнитель в лоток, это можно.
Общение с домашними животными развивает эмпатию (способность к сопереживанию), прививает ребенку важные социальные навыки – партнерство и сотрудничество. Детям проще общаться со своими сверстниками, так как они могут рассказать друг другу о своем питомце, поделиться приятными впечатлениями, а это очень важно для развития ребенка и поможет найти себе друзей.
Но не забывайте и о минусах. Необходимо следить за вашим питомцем, вовремя делать прививки и наблюдаться у ветеринара. Следует приучить вашего питомца к общению с ребенком, а при агрессивном поведении животного лучше распрощаться с ним, чтобы не травмировать малыша.
В любом случае следует проконсультироваться с педиатром, который посоветует, каких правил гигиены придерживаться и что предусмотреть в интересах ребенка. Обратите внимание на следующие моменты:
— животное всегда должно быть безупречно чистым;
— регулярно проверяйте питомца у ветеринара;
— если животное пачкает в квартире, следите внимательно, чтобы ребенок не прикасался к фекалиям. Немедленно вымойте пол и тщательно продезинфицируйте его;
— храните продукты питания для малыша там, где они недоступны животному. Следите, чтобы ребенок не попробовал корм для животного;
— если шерсть или пух вызывают у ребенка аллергию, к сожалению, с животным придется расстаться;
— не подпускайте чужих животных к своему ребенку.
Помните: появление ребенка – стресс для животного и его поведение может слегка измениться. Но с вашей помощью домашний любимец станет лучшим другом для малыша.
Главные правила общения детей с животными:
— никогда не оставляйте наедине маленького ребенка и домашнее животное, даже если они давно дружат. Внезапная агрессия может возникнуть с обеих сторон;
— объясните ребенку, что животное нельзя дразнить, отвлекать от еды, резко обнимать или тормошить, будить во время сна;
— следите за поведением животного, и при малейших проявлениях агрессии оградите общение ребенка с животным;
— объясните ребенку, что животное – это не игрушка, а значит, возрастает риск неумышленных травм и агрессии в отношении к ребенку;
— объясните вашему малышу, что нельзя трогать чужих или бездомных животных они могут быть переносчиками паразитарных или инфекционных заболеваний, животное может оцарапать или укусить;
— не забывайте и о правилах личной гигиены.
Содержимое аккордеона
Малыш и домашние питомцы
Для здоровья крохи и спокойствия его родных идеально, если в доме нет никаких животных, птичек, рыбок, которые зачастую создают массу проблем. Заводить их лучше, когда ребенок подрастет, и будет принимать в этом самое непосредственное участие.
А как быть, если в семье домашние животные были до рождения малыша? Между четвероногим другом и ребенком может возникнуть некоторая напряженность. Во-первых, животные, которые содержатся вне дома, могут стать переносчиком инфекций. Во-вторых, четвероногий друг может с ревностью реагировать на повышенное внимание к малышу и проявлять это не в лучшей для ребенка форме. Если пытаться сохранить справедливость по отношению к обоим членам семьи, следует быть очень внимательными и бдительным. Детская коляска, где спит малыш, это прекрасное теплое местечко для кошки. Внимание, опасная ситуация: малыш может задохнуться!
Питомец в доме – это большая ответственность, есть плюсы и минусы. Жизнь вместе с домашним любимцем учит малыша быть дисциплинированным и заботиться о других. Детей одних не надо отпускать выгуливать собаку, особенно большого пса, а вот ежедневно наливать свежую воду в миску, мыть игрушки, насыпать наполнитель в лоток, это можно.
Общение с домашними животными развивает эмпатию (способность к сопереживанию), прививает ребенку важные социальные навыки – партнерство и сотрудничество. Детям проще общаться со своими сверстниками, так как они могут рассказать друг другу о своем питомце, поделиться приятными впечатлениями, а это очень важно для развития ребенка и поможет найти себе друзей.
Но не забывайте и о минусах. Необходимо следить за вашим питомцем, вовремя делать прививки и наблюдаться у ветеринара. Следует приучить вашего питомца к общению с ребенком, а при агрессивном поведении животного лучше распрощаться с ним, чтобы не травмировать малыша.
В любом случае следует проконсультироваться с педиатром, который посоветует, каких правил гигиены придерживаться и что предусмотреть в интересах ребенка. Обратите внимание на следующие моменты:
— животное всегда должно быть безупречно чистым;
— регулярно проверяйте питомца у ветеринара;
— если животное пачкает в квартире, следите внимательно, чтобы ребенок не прикасался к фекалиям. Немедленно вымойте пол и тщательно продезинфицируйте его;
— храните продукты питания для малыша там, где они недоступны животному. Следите, чтобы ребенок не попробовал корм для животного;
— если шерсть или пух вызывают у ребенка аллергию, к сожалению, с животным придется расстаться;
— не подпускайте чужих животных к своему ребенку.
Помните: появление ребенка – стресс для животного и его поведение может слегка измениться. Но с вашей помощью домашний любимец станет лучшим другом для малыша.
Главные правила общения детей с животными:
— никогда не оставляйте наедине маленького ребенка и домашнее животное, даже если они давно дружат. Внезапная агрессия может возникнуть с обеих сторон;
— объясните ребенку, что животное нельзя дразнить, отвлекать от еды, резко обнимать или тормошить, будить во время сна;
— следите за поведением животного, и при малейших проявлениях агрессии оградите общение ребенка с животным;
— объясните ребенку, что животное – это не игрушка, а значит, возрастает риск неумышленных травм и агрессии в отношении к ребенку;
— объясните вашему малышу, что нельзя трогать чужих или бездомных животных они могут быть переносчиками паразитарных или инфекционных заболеваний, животное может оцарапать или укусить;
— не забывайте и о правилах личной гигиены.
Содержимое аккордеона